ТЕМА: В.Н.Сыров. Аннотация к альбому

В.Н.Сыров. Аннотация к альбому #1

Скрипичные концерты Сергея Корнилова.

Слушая новую музыку, нередко ищешь некую точку отсчета, чтобы понять –
а что же стало побудительным импульсом творческого высказывания автора и
появления на свет новорожденного детища?
В данном случае сделать это не так-то просто – слишком многопрофильна эта
музыка и многосоставна ее композиция. Слишком индивидуально прочитаны ее
традиционные жанровые коды, в частности, сам жанр сольного концерта с его
музыкальными символами, за которыми у Корнилова открывается широкое
музыкальное пространство от барокко до современного «industrial»».
Двенадцать частей, которые объединены в четыре концертных цикла.
Слушатель легко перемещается по коридорам времени, попадая в своеобразный
и во-многом непонятный для него и загадочный музыкальный универсум.
Но при этом многое ассоциируется и узнается. Так, перед глазами (ушами!)
встают вивальдиевские «сезоны», у Корнилова это последовательность эпизодов
одного дня: утренние предрассветные сумерки(«В просветах»)сменяются дневными
буднями, те - вечерними а ля кримзоновские «ноктюрнами» («Cover me!») – и все
в конце концов тонет в бескрайности ночного неба и мраке бездны («Мимика тьмы»
и финальный номер с его «бездонностью»).
Узнаваема и главная тема творческих рефлексий композитора – традиция
концептуального арт-рока с его детально разработанной электронно-синтезаторной
звукописью, сюитным принципом и мотивными связями на уровне всего цикла. Их можно
и не уловить с первого прослушивания, они требуют многократного, вновь и вновь,
погружения в материал. Сохраняется и линия «вербализации» - словесные символические
обозначения пьес, которые, возможно, возникли на более позднем этапе сведения
музыкального материала, но продолжают сюитную программность предшествующего
«Удара пылью»(1993г) и последующего «Renitor»’а(2006г).
Лично меня в этой музыке привлекает соединение живого тембра скрипки и
синтезаторных сэмплов – работа, сделанная на высоком техническом и профессио-
нальном уровне. Скрипка М. Беркута певуча, виртуозна, богата звуковыми
обертонами натурального инструмента, а электронно-сэмплерный «бэкграунд»
создает цементирующую основу, противостоя этому живому «человеческому» голосу
и даже в некоторые моменты грозит его «подавить», в чем и заключается замысел
трагедийной драматургической концепции - «человеческое на грани испытаний»
(своеобразный русский эквивалент «Close To the Edge»).
Думаю, что знакомство с альбомом лучше начать с композиций 3, 8 и 12.
А потом можно переходить и к другим композициям, к циклу в целом, что потребует
известной мобилизации слушательского внимания и интеллекта. Впрочем, каждый
может выбирать наиболее близкий ему сценарий и порядок прослушивания.
Единственное, что следует помнить - это то, что музыка Скрипичных концертов не для
«попутного» ознакомления или расслабленных релаксаций.

Профессор Нижегородской консерватории В.Н.Сыров.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

В.Н.Сыров. Аннотация к альбому #2

  • OLP
  • OLP аватар
  • Вне сайта
Замечательно написано. Прочесть сегодня подобный отзыв на новую работу современного композитора - почти нереально...
Администратор запретил публиковать записи гостям.